СТРАХОВКА ОТ СТРЕССА ТРУДОУСТРОЙСТВА, ИЛИ ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

 

Как правильно говорят в народе, кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал! Заметьте, нам с вами вполне по силам определить, с какими проблемами можно столкнуться при трудоустройстве. А если считаете, что только у вас возникают какие-то особые трудности, то горько ошибаетесь и сами усложняете себе жизнь. По уверениям классика русской литературы А. П. Чехова, жизнь такая простая вещь, что надо еще очень постараться, чтобы ее себе испортить… Рассмотрим самые типичные психологические проблемы трудоустройства.

 

Не ошибусь, если начну с… увольнения. Это самый сильный стресс, предшествующий поиску вакансии. Хорошо, если вы ушли с надоевшего вам места по собственному желанию, хотя и в такой ситуации приятного, скажем прямо, мало. В данном случае увольнение все же было запланировано. Но представим себе другой вариант развития событий. Допустим, вы работаете в стабильной компании, имеете отличную зарплату, строите планы на будущее… И тут неожиданно появляется «гениальный» менеджер типа американского Джека Уэлча, который и начал-то свою карьеру с сокращения 200 000 служащих компании General Еlectric. Рассуждал он приблизительно так: «Что необходимо сделать, находясь на воздушном шаре, когда он стремительно падает вниз? Ответ знает и школьник — избавиться от ненужного балласта». Вот он и избавился. За столь масштабное сокращение штатов названной фирмы Уэлча назвали «самым крутым боссом Америки» и прозвали Нейтронным Джеком. Подобно нейтронному оружию он уничтожал человеческую биомассу, оставляя здание в целости и сохранности. Предположим, что так произошло и в вашем случае. Руководители решили, что «лучше сделать скачок, нежели долго и нудно резать по живому». Ваши ощущения? Растерянность, недоумение, шок. Уверена, что та же участь постигла и многих других, но это вас мало успокаивает. Отсюда напрашивается философский вывод: стабильной работы и особенно зарплаты не бывает! Ничто не вечно, как вы знаете.

 

«Страховой полис № 1». Даже если у вас отличная работа и никакие проблемы с ней в ближайшее десятилетие вам, по всей видимости, не грозят, все же не стоит расслабляться. Периодически хотя бы мысленно составляйте свое резюме. Например, вам предложили за счет фирмы повысить квалификацию или подруга (друг) уговаривает пойти на курсы иностранных языков. Не отказывайтесь! Помните, что это еще один пункт вашего резюме, который увеличит ваши шансы найти работу в случае увольнения, а также сделает вас конкурентоспособным. Не говоря уже о том, что может последовать продвижение по карьерной лестнице. И ищущему вакансию, и имеющему работу человеку важно знать свою стоимость на рынке труда. Так, один мой сослуживец, занимающий отличную позицию в престижной компании, однажды проанализировал объявления в нашем еженедельнике. И после шести лет работы в своей должности он понял, что наниматели испытывают огромную потребность в специалистах его уровня, а предлагаемая ими зарплата в два, а то и в два с половиной раза больше (!) его нынешней. Считая свое положение стабильным, все же морально будьте готовы к любым изменениям. Такова жизнь. Иногда даже открытый, добрый и искренний человек может стать жертвой банальной закулисной интриги. Так, одну очень милую женщину буквально сгноили сослуживицы только из-за того, что ею постоянно восхищались окружающие, да и одевалась она лучше всех. К тому же она была на 15 лет старше остальных дам в их коллективе, которые, скажем откровенно, не особенно следили за собой.

 

Попробуйте использовать стресс увольнения как личностный прогресс. Каким образом? Скажите себе: «Все, что в моей жизни ни делается — к лучшему!» Уверяю вас, пройдет немного времени, и вы удивитесь произошедшим переменам. «Если бы меня тогда не уволили, не стал бы я тем, кем стал!» — скажете вы. Ну а пока вы с тоской думаете, как это унизительно — звонить и буквально предлагать свою кандидатуру. А все потому, что наниматели процедуру отбора кандидатов превращают в аттракцион или благотворительную акцию, как они думают, неслыханной щедрости. Будто вы к ним устраиваетесь не трудиться, а баклуши бить за деньги. Да еще норовят неэтичные вопросы задавать, оправдывая оскорбление личного достоинства соискателя проверкой на стрессоустойчивость. Мне понравилось, как один менеджер по подбору персонала сказал автору этих строк на собеседовании: «Я знаю, что такой вопрос задавать просто неприлично, но мне все-таки очень хочется вас спросить…» Нормальная постановка вопроса, не правда ли?

 

«Страховой полис № 2». В том, что вы ищете работу, ничего предосудительного нет. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Это нормально. И еще всегда помните: вас выбирают, но и вы выбираете. Никогда не забывайте о том, что у вас есть варианты трудоустройства, пусть вы и вчерашний выпускник высшего учебного заведения и еще не имеете профессионального опыта.

 

Один нюанс. Довольно распространено мнение, что ищут работу неудачники, чья жизнь не сложилась и т. д. Поэтому, сталкиваясь с необходимостью нового трудоустройства, мы постоянно создаем себе надуманные проблемы, терзаемся. Нам кажется, что у других все здорово, а нам постоянно не везет. Огромный простор для депрессивных мыслей! Мол, никому я не нужен. Если даже по телефону отвечают грубо, то что же будет при встрече? И пошло, и поехало. Самокопание у нас, русских, буквально в крови. Мы наивно принимаем нытье за глубокие душевные переживания. Ерунда! Именно из-за таких мыслей и необоснованных выводов в вас появляется и растет новое «я» — настоящий неудачник. Он начинает буквально упиваться, если не сказать питаться, вашими логическими умопостроениями на предмет промахов при трудоустройстве. И как существо слишком «рассудительное» удерживать вас от возможных ошибок, то есть любых действий. Например, вы нашли объявление о должности руководителя во вновь открытом предприятии. «Но я же не имею опыта руководства, стоит ли пробовать?» — говорит в вас новое «я». Пробовать как раз-таки всегда стоит…

 

«Страховой полис № 3». Не усложняйте себе жизнь. Будьте проще, отнеситесь к поиску работы как к одной из ступеней собственного роста. Это необходимый и обязательный этап и переживания здесь неуместны. Лучше сконцентрируйте свое внимание на самопрезентации. То есть досконально продумайте, как дороже себя продать, начиная от внешности и заканчивая рассказом о себе. Самопрезентация требует предельной концентрации всех ваших лучших качеств. Отсюда вывод: постоянно оценивайте себя как специалиста в данной области, как претендента на определенную должность. Задавайте себе сами каверзные вопросы, и свои минусы превратите в плюсы. То есть предположим, что у вас нет трудового опыта, о чем мы «переживали» выше, но вы легко обучаемы и быстро освоите то, что делают лучшие специалисты данной компании. Тем более что учить новичков легче, чем переучивать опытных специалистов. Это знает каждый наниматель.

 

«Страховой полис № 4». Для успешной самопрезентации на собеседовании не надо записываться в клуб веселых и находчивых, но нужно постоянно анализировать свои знания, умения и опыт (если он и есть), сравнивать их с профессиональным багажом коллег по цеху, в общем, думать. Еще очень важно (не машина же вас принимает на работу, в конце-то концов!) уметь убеждать и побеждать. Запомните: нет идеальных кандидатов на вакансию, у всех свои недостатки, но есть люди, способные хорошо себя продать. Вот и все. И если вы не обладаете таким качеством, его можно выработать. Необходимо не только научиться красиво рассказывать о себе, но и чувствовать те моменты, когда нужно говорить много и эмоционально, а когда отвечать односложно или даже промолчать. Например, на собеседовании вас спрашивают по вашей непосредственной профессии — отвечайте конкретно, по-деловому. Начинают «копать» глубже, можете позволить себе и более эмоциональный ход. Если это блиц-опрос, то отвечайте только «да», «нет». (Пока специально не попросят рассказать подробнее.) Хвалят — улыбайтесь. На собеседовании очень важно быть убедительным и понимать, что от вас хотят интервьюеры.

 

«Страховой полис № 5». Читайте больше литературы по психологии общения. Применяйте на практике почерпнутые из книг знания. Но будьте внимательны и осторожны с экспериментами подобного рода. Что-то «работает» в каких-то определенных случаях, а что-то — нет. Знание психологии пригодится не только при трудоустройстве: оно важно и для достижения профессионального успеха. Бывает и так, что некоторые соискатели, не обращая внимания на то, что им говорит на собеседовании наниматель, буквально наизусть твердят заготовленную речь-самопрезентацию. Особенно этим грешат те, кто составляет громадные резюме. По собственному опыту знаю, что, читая резюме таких специалистов, просто диву даешься, насколько кандидат гениален, как много умеет, сколько у него достойных качеств, а пригласишь его на собеседование и сердце кровью обливается… от жалости к соискателю со слишком завышенной самооценкой. Да и, честно говоря, гении работодателям не нужны. С ними слишком много хлопот. Если придется выбирать между суперспециалистом и не очень умным, но преданным компании профессионалом, один шанс из тысячи, что выберут первого! Человек без недостатков выглядит очень подозрительно. Все мы люди, все человеки. Позволю себе, может, и отдаленное, но очень показательное сравнение. Когда выбирали символ для «Олимпиады-80», остановились на небезызвестном всем образе, созданном художником Виктором Чижиковым. Он рассказал, что представлял своего мишку несколько глуповатым, но очень честным. Получился обаятельный образ, а ведь сколько представили на конкурс рисунков, где было изображено героическое, властное, сильное, доброе и просто милое животное.

 

«Страховой полис № 6». На собеседовании не старайтесь изображать из себя кого-то другого. Ведите себя естественно. Вы такой, какой есть — единственный в своем роде. Мало того, что желание выдать себя за суперспеца выглядит смешно, как пародия, оно еще и не внушает доверия к вашей кандидатуре у интервьюера. Вас никто не склоняет к чрезмерной откровенности, но если вы что-то не знаете или не умеете делать, то и не убеждайте собеседника, что вы большой специалист в данном вопросе. Мол, скажу все что угодно, лишь бы приняли на работу! Лучше уж горькая, но все же правда. Так, претендуя на место в отделе рекламаций, американец Ричард Дрю на вопрос нанимателей, чем он любит заниматься больше всего на свете, вместо того чтобы петь дифирамбы своей специальности, честно сказал, что обожает… играть на банджо. Его в компанию взяли и никогда потом об этом не жалели: он спас свою фирму в период Великой депрессии, кроме того, человечество обязано ему изобретением клейкой ленты, а попросту — скотча.

 

«Страховой полис № 7». Никогда и ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь. Помните, что вы непременно найдете такую работу, где будете чувствовать себя нужным и уважаемым специалистом. Проблемы, которые вы испытывали при трудоустройстве, быстро забудутся. Необходимо только помнить о приведенных выше «страховых полисах», и тогда вы будете непобедимы.